Технические специалисты Большого театра разработали необычное решение на базе обратной проекции с удаленным управлением плавного диммирования «умного стекла».
К запуску нового прочтения классической оперы Антонина Дворжака «Русалка» на новой сцене Большого театра перед специалистами художественно-постановочной части была поставлена задача создания сложного сценического пространства, в котором сочетаются элементы сказочного мира либретто чешского писателя Ярослава Квапила и современные, урбанистические интерьеры.
Одним из художественных решений сценографии спектакля было превращение прозрачного окна больничной палаты в экран, на который проецируется изображение артистки.
В качестве поверхности для проекции было решено использовать так называемое Smart Glass или «умное стекло». Этот материал представляет собой тонкую пленку, которая при поляризации меняет прозрачность до матового состояния. По замыслу автора — в нужный момент стекло постепенно меняло свою прозрачность, «превращаясь» в импровизированный проекционный экран. Причем диммирование (регулировка уровня) прозрачности должно осуществляться благодаря удаленному управлению по протоколу DMX.
Изначально предполагалось использовать фронтальную проекцию со стационарно-установленного проекционного оборудования театра. Но первые тесты на сцене показали, что при использовании стационарного комплекса фронтальной проекции, проектор дает блики, что создает дискомфорт для зрителя и искажает художественную задумку авторов. Антибликовые пленки также не подошли — терялся эффект прозрачности стекла.
Посоветовавшись со сценографом и видео дизайнером спектакля, фронтальную проекцию решили заменить на обратную. Поскольку до премьеры оставалось несколько месяцев, и основные работы по производству сложных декораций были завершены, обратную проекцию необходимо было реализовать в достаточно ограниченном пространстве.
Итоговое скорректированное техническое задание включало, во-первых, проработку расположения проекционного оборудования в декорации, с учетом наличия в комнате мебели и реквизита, которые не должны давать тень на проекционную поверхность. Во-вторых, маскировку коммутации и самого проектора.
В парке проекционного оборудования Новой сцены Большого театра, оборудованного преимущественно большими проекторами 30.000 ANSI lm, для проецирования с большого расстояния на большие площади, не было подходящего инструмента для решения столь узко очерченной задачи. Перед цехом сценических эффектов Новой сцены возникла необходимость поиска нового, точного и надежного инструмента.
По результатам тестов был сделан выбор в пользу лазерного проектора Epson EB-L1505UH с яркостью 12 000 люмен и разрешением WUXGA в комплекте с короткофокусным объективом ELPLU03. С расстояния двух метров проектор «охватывает» площадь шириной 4,2 м и высоту 2,45 м.
Рассказывает Олег Назаров, начальник цеха сценических эффектов Новой сцены: «Нам удалось реализовать нетривиальное решение — пленка «умного» стекла заключена в оконный триплекс, который, в свою очередь, оправлен в рамы разной сегментации и представляет собой стеклянную стену больничной палаты. При 100% диммировании стекло из матового становится прозрачным, что позволяет проецировать на него изображение с внутренней стороны без бликов.
Яркость светового потока при использовании проекции на сцене всегда согласуется с художником по свету и сценографом постановки – ведь она должна стать органичной частью всей картины. Поэтому помимо высокой яркости, для нас было важно, чтобы яркость проектора при необходимости можно было тонко регулировать. Проектор Epson с лазерным источником света идеально вписался — его яркость можно регулировать максимально точно – убавляя или прибавляя по 1%».
Сергей Епихин, менеджер по работе с партнерами Epson: «Очевидно, что современные проекционные технологии открывают новые горизонты для воплощения творческих идей. С помощью компактных и ярких проекторов значительно проще сделать мэппинг на двигающихся по сцене актеров, создать сложные интерактивные декорации или такие необычные эффекты, которые техническая команда Большого театра реализовала в финальной сцене оперы «Русалка». Для этого проекта мы предложили использовать инсталляционный проектор Epson EB-L1505UH с лазерным источником света. Он компактен, его габариты составляют 492×586 мм, а вес 23,8 кг. Долговечный лазерный источник света рассчитан на 20 000 часов работы, а значит в течение этого срока не потребует дополнительного обслуживания и затрат. Именно поэтому это одна из самых популярных моделей для театров».
Премьера оперы «Русалка» стала заметным событием в афише 243 сезона Большого театра. Постановка Тимофея Кулябина собрала и продолжает собирать положительные отзывы критиков и ценителей оперного искусства.
«Как исполнители творческой воли режиссеров и художников мирового уровня», — продолжает Олег Назаров, — «мы всегда должны быть готовы к осуществлению масштабных и уникальных проектов. Имея в руках инструменты удаленного управления диммированием «умного стекла» и компактный короткофокусный проектор, мы можем реализовывать комплексные решения, основанные на полной синхронизации световых и видео переходов с изменением процента прозрачности проекционной поверхности.
Благодаря сотрудничеству с компанией Epson мы нашли новый многофункциональный инструмент, который в сочетании с другими передовыми технологиями дает нам возможность быть готовыми к реализации самых оригинальных идей на уровне, достойном Большого театра».
Работа над выпуском нового прочтения классической оперы Антонина Дворжака «Русалка» стартовала в начале 2018 года. Премьера спектакля на Новой сцене Большого театра состоялась 6 марта 2019 года.
Творческую группу новой постановки, возглавил известный режиссер – постановщик Тимофей Кулябин, в соавторстве с драматургом — Ильей Кухаренко. За визуальное воплощение оперы отвечали: сценограф — Олег Головко, художник по костюмам — Галя Солодовникова, художник по свету — Дамир Исмагилов, видео дизайнер — Александр Лобанов.
Музыкальным руководителем постановки стал Айнарс Рубикис, зарекомендовавший себя как профессионал высокого класса (в 2018 г. он получил пост главного дирижера берлинской Комической оперы/ Komische Oper).
Все фото © Павел Рычков